На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 397 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Галивец
    Пока на телевидении командует Эрнст, предатели будут возвращаться, к сожалению.Снова на коне: Ло...
  • Tania Еременко
    По Сеньке и шапка.))))Отрекся от своей ...
  • Лидия Санникова
    Завралась Фая Певзнер...😂😂😂Пугачева признала...

Татьяна Лаврова устраивала сцены ревности даже после развода с Далем

«Лаврова с Далем спорили постоянно, никто никому не хотел уступать. Как-то раз собирались они...

В фильме «9 дней одного года». 1961 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Лаврова с Далем спорили постоянно, никто никому не хотел уступать. Как-то раз собирались они отдыхать. Даль говорит: «Я хочу в Гурзуф!» Татьяна: «А я хочу в Ригу!» И поехали: он — в Крым, она — в Прибалтику. Соскучились быстро и рады были вернуться в Москву. И Даль закричал с порога: «Таня, как же я все-таки тебя люблю!» — рассказывает Эдгар-Кирилл Дальберг, с семьей которого Татьяна Лаврова дружила много лет.

Мы с Татьяной Евгеньевной познакомились, когда мне было лет девять. Я выступал в Цент­ральном доме литераторов, читал стихи поэтов Серебряного века. А готовила меня моя крестная — актриса Елена Добронравова (многие ее помнят по роли в фильме Хейфица «Большая семья», где Добронравова сыграла невесту персонажа Баталова, Катю Травникову). С Лавровой они приятельствовали. И вот в тот день Татьяна Евгеньевна была в зале ЦДЛ, слышала, как я читаю, а после выступления подошла ко мне и сказала: «Деточка, у тебя может быть большое будущее, ты читаешь с таким вдохновением, так проникновенно…» На что Елена Добронравова сказала: «Таня, не надо ему быть артистом, хватит уже тяжелых судеб, как у нас с тобой…»

И Таня, и Лена были не похожи на советских женщин. Они любили французскую литературу, искусство, все прекрасное и были абсолютно оторваны от реальности. Татьяна-то особенно не от мира сего. Она была довольно вспыльчива и при этом очень ранима, хрупка и нежна. Чувствовалась в ней какая-то магия, недосказанность, шарм. Собственный стиль. И даже называла она меня по-особенному: «деточка», всегда — «деточка».

Потом я подружился с ее сыном Володей. Татьяна Евгеньевна познакомила меня с ним, когда я пришел к ней на спектакль. Володя тоже человек неординарный, творческая натура. На моих глазах он окончил Суриковский институт, стал скульптором. Я тянулся и к нему, и к Татьяне Евгеньевне, да и семьи наши общались. Как-то Лаврова повела меня на Новодевичье кладбище, на могилу Чехова и его жены, Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, знаменитой мхатовской актрисы. И Татьяна рассказала, как однажды, еще студенткой, оказалась дома у Ольги Леонардовны и та спросила: «Какая пье­са Антона Павловича ваша самая любимая?» Лаврова ответила: «Чайка». А через пару лет, еще не успев получить диплом, она играла Нину Заречную на заветной сцене МХАТа, и ее чуть ли не двенадцать раз вызывали на бис…

С Алексеем Баталовым в фильме «9 дней одного года». 1961 г. РИА НОВОСТИ

Мы с мамой бывали дома у Лавровой. Это была довольно обычная и совсем небольшая двухкомнатная квартира на Кутузовском проспекте. На почетном месте там висел портрет хозяйки, написанный Юрой Богатыревым — он ведь не только актером, но и художником был замечательным. И больше ничего особенно выдающегося в доме мне не запомнилось. Татьяна Евгеньевна не особенно любила гостей и не очень хорошо понимала, что с ними делать. Хозяйкой она была не очень… Могла, впрочем, напоить чаем с какими-нибудь печенюшками. Мне кажется, куда свободнее она чувствовала себя где-нибудь в кафе. Было такое кафе «Артистическое» в Камергерском переулке, там Лаврова подолгу сидела со своими приятельницами, говорила об искусстве, изображала — очень похоже — общих знакомых. Не пародировала, нет, это не в ее стиле, а скорее показывала.

Помню, я очень удивился, когда в гостях у моей крестной речь зашла про Олега Даля и его жену Лизу: у Лавровой моментально испортилось настроение. Потом я спросил свою бабушку, что так огорчило Татьяну Евгеньевну. «Ну, Танечка убеждена, что Лиза заняла ее место в сердце и жизни Даля, — объяснила мне бабушка. — Столько лет прошло, как Таня с Олегом расстались, а она все считает Лизу своей соперницей».

Для Лавровой тема Даля вообще была больной, в разговорах она старалась ее избегать. Правда, однажды я услышал от нее: «Мы с Олегом понимали друг друга по междометиям…» Но она любила смотреть фильмы с его участием, и было видно, что из сердца она бывшего мужа так и не отпустила. Помню, однажды я спросил Володю: «Кто был главной любовью твоей мамы?» — и он ответил: «Олег Даль! Безусловно!» Я вообще многое узнал о ней из рассказов Володи. Например, о том, что Лаврова с Далем спорили постоянно, никто никому не хотел уступать. Как-то раз собирались они отдыхать. Даль говорит: «Я хочу в Гурзуф!» Татьяна: «А я хочу в Ригу!» И поехали: он — в Крым, она — в Прибалтику. Соскучились быстро и рады были вернуться в Москву. И Даль закричал с порога: «Таня, как же я все-таки тебя люблю!» Интересно, откуда об этом узнал Володя? Наверное, сама Татьяна Евгеньевна ему и рассказала, это же было еще до его рождения…

С популярным в 60-е годы французским актером Жаном Маре на ММКФ. 1963 г. РИА НОВОСТИ
«Помню, с какой неподражаемой интонацией Лаврова говорила: «Я знаю, что мне нужно. Я знаю, что мне поможет — лю?бов-ник. Мне нужен любовник» С Михаилом Козаковым в спектакле «Двое на качелях». 1964 г. РИА НОВОСТИ

Брак Лавровой и Даля продлился чуть больше полугода. Олег Иванович при всех его достоинствах был, к сожалению, пьющим, это же не секрет, а с таким человеком жить тяжело. Ну а первой любовью Лавровой был Евгений Урбанский. Она училась на первом курсе Школы-студии МХАТ, он — на третьем. И, увидев ее в коридоре Школы-студии, Урбанский спросил у Таниной однокурсницы Нины Веселовской, которую многие помнят по роли Даши Булавиной в фильме Рошаля «Хождение по мукам»: «Что это за девушка с глазами испуганной лани?» Так начался роман, очень непростой. Урбанский был старше Лавровой на шесть лет, уже женат, у него подрастала маленькая дочка. Из семьи ради Татьяны он ушел, но с супругой официально не развелся. Мало того, время от времени у него появлялся и кто-то третий — Урбанский же нравился дамам, этакий Марлон Брандо советского кино. Порой он где-то пропадал, потом возвращался, и Лаврова прощала. И все же семьи у них так и не сложилось. Но Татьяна Евгеньевна и про Урбанского никогда плохо не говорила, кажется, он оставил какой-то светлый след в ее душе.

Когда Урбанский погиб на съемках фильма «Директор» в 1965 году, Лаврова уже играла в «Современнике». И она рассказывала, как узнала о случившемся: готовилась к выходу на сцену, стояла за кулисами, и тут одна актриса сказала ей. Сумела же выбрать момент! Лаврова так и не назвала имени той актрисы. Говорила просто «очень известная артистка». Она считала, что та нарочно так сделала, и не прощала. Но спектакль Лаврова сыграла, как всегда, на высоте, а чего ей это стоило в тот вечер, знает только она.

Татьяна Евгеньевна много раз влюб­лялась в талантливых мужчин, и ее любили именно такие. Недаром Андрей Вознесенский признавался, что именно роман с Лавровой вдохновил его на написание стихов к песне «Миллион алых роз» (и она, когда слышала эту песню по телевизору, так и говорила: «Это он про меня»). И дружила она с талантливыми людьми: с Михаилом Козаковым, с Игорем Квашой, с Юрием Богатыревым, с Екатериной Васильевой. А вот, например, Андрея Миронова почему-то на дух не переносила, как, впрочем, и он ее. Знаю, что однажды Миронов сказал Татьяне: «Я никогда не смог бы с тобой жить». И Лаврова долго не могла ему этого забыть, говорила: «Тоже мне, Миронов не стал бы со мной жить. Стала бы я с ним жить — вот вопрос!»

Дебют Лавровой в кино: фильм «Песня о Кольцове». 1959 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

В какой-то момент Татьяна решила, что не хочет больше связывать свою жизнь с актером, ей хватило Урбанского и Даля. Она надеялась, что с человеком из другой среды будет проще. Так в ее жизни появился футболист Владимир Михайлов. Но и этот брак, в котором родился сын Володя, тоже оказался коротким. Володя рассказывал, как после расставания родителей они с матерью оказались одни в бедно обставленной комнатушке, и он спрашивал: «Мама, это что, наша комната? Это у нас что, только один шкаф?» — «Да, сыночек, у нас теперь такой шкаф, и мы с тобой здесь будем жить. И у нас все будет хорошо!» С отцом Володя потом не виделся и почти его не помнил, только после смерти матери заново познакомился с ним, и они стали общаться.

Отношения у Татьяны Евгеньевны с сыном были сложные, он хоть и любил маму безумно, но часто обижался, что она мало времени с ним проводит. Володю воспитывала бабушка, мать Лавровой Галина Кузьминична, и Татьянин отчим. Ее отец, известный кинооператор и режиссер Евгений Андриканис, ушел из семьи, когда Татьяна еще училась в школе. Она переживала ужасно. Но общаться с отцом никогда не переставала, ее всегда были рады видеть в его новой семье. Во втором браке у отца родилась еще дочь — Екатерина Андриканис. И, насколько я знаю, подругами единокровные сестры не стали. Зато Володя стал общаться с сыном Екатерины Павлом, вот у них сложились хорошие отношения.

Вообще, у Лавровой интересные семейные связи. Ее прапрадед Викула Морозов — из той самой знаменитой династии промышленников. Еще среди знаменитых родственников Лавровой по отцу — революционер Николай Пав­лович Шмит, он брат ее бабки. Бабка, кстати, после подавления восстания 1905 года уехала в эмиграцию, и Евгений Николаевич Андриканис родился во Франции. Так что и он был немножко французом, и Татьяне это передалось. Во Франции у Лавровой осталась родня — то ли тетушка, то ли кузина, и Татьяна Евгеньевна часто там гостила.

«Песня о Кольцове». 1959 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

История, как она сменила отцовскую фамилию Андриканис на Лаврову, довольно известна. После ее успеха в роли Нины Заречной во МХАТе поняли, что Татьяна — восходящая звезда и на афишах будет появляться часто. И ей посоветовали взять псевдоним, который зрителям легче будет запомнить и произнести. Друзья предложили множество вариантов, и Татьяна решила тянуть жребий. Записочки с фамилиями положили в шапку, и вытащилась бумажка, где было написано «Лаврова». А потом Татьяне, когда она уже перешла из МХАТа в «Современник», в спектакле «Эшелон» довелось играть героиню по имени Лавра, и она видела в этом знак судьбы.

Стоило ли Лавровой оставлять МХАТ ради «Современника»? Трудно сказать. В Московском Художественном ее карьера началась блестяще, ей давали главные роли. И Ангелина Степанова, легендарная мхатовская актриса, говорила Татьяне: «Что ты делаешь?! Одумайся! Какой «Современник», твое место у нас!» Но Татьяна поверила в Ефремова, ей вообще было интересно все новое. И она приняла то решение, о котором потом, кажется, жалела. В «Современнике» и без нее было много актрис на главные роли. Хотя в спектакле «Двое на качелях» (это был блестящий режиссерский дебют Галины Волчек) Лаврова сыграла очень ярко. И дальше у нее были бы сильные роли в «Современнике», Волчек ее обожала, называла Олененком. Тоже что-то такое «оленье» увидела в глазах Лавровой, как когда-то Урбанский... Но однажды Татьяна Евгеньевна обиделась на Волчек, решив, что теперь у нее фаворитка Марина Неелова, а не она. К тому же Галина Борисовна не отпустила ее в какую-то заграничную поездку. И тогда Лаврова, поддавшись порыву гнева, написала заявление на увольнение, а Волчек — тоже дама с характером — взяла да и подписала. Чего Татьяна не ожидала, для нее это стало шоком. Им бы с Волчек поговорить, все бы и разрешилось. Но случилось так, как случилось.

В результате Татьяна Евгеньевна через 17 лет снова вернулась во МХАТ. К этому времени его уже возглавлял Ефремов. С Олегом они дружили, и бывало, что он, измученный и рабочими проблемами, и своими женщинами, убегал ото всех к Татьяне домой и скрывался там по нескольку дней. Но столько ролей, сколько бы она хотела, он не мог ей дать. Ведь на роли героинь претендовали и Ирина Мирошниченко, и Анастасия Вертинская. Во МХАТе было целое созвездие ярких, красивых актрис. Но Татьяна снова играла на мхатовской сцене в «Чайке», теперь уже Аркадину. Вот только остальные роли у нее там были не такие значительные.

«Она долго не могла забыть Андрею Миронову его слова: «Я никогда не смог бы с тобой жить». Говорила: «Тоже мне, Миронов не стал бы со мной жить. Стала бы я с ним жить — вот вопрос!» 60-е годы

Когда случился раздел МХАТа на «ефремовский» и «доронинский», Лаврова очень переживала. Она с ужасом вспоминала все эти собрания, на которых разыгрывались настоящие сражения. Лаврова была для этого слишком ранима, и они с Евгением Евстигнеевым, испуганные и растерянные, молча сидели рядышком, не вступая в дискуссии. Татьяна Евгеньевна, конечно, осталась с Ефремовым. Но вскоре начала болеть и заметно стареть. И все-таки Олег Николаевич, отличавшийся категоричностью и даже безжалостностью к актерам, так и не решился окончательно передать кому-то ее Аркадину. Потом уже, когда Ефремова не стало, Олег Павлович Табаков отдал роль Ирине Мирошниченко, и это был драматичный момент для Лавровой. Правда, Олег Павлович постоянно помогал Татьяне Евгеньевне: оплачивал больничные счета, платил зарплату даже тогда, когда она уже не могла играть.

Последней значительной ролью Лав­ровой во МХАТе стал спектакль «Мо­лочный фургон не останавливается больше здесь», она там блистательно сыграла миссис Гофорд, забытую, постаревшую, никому уже не нужную звезду. Помню, с какой неподражаемой интонацией Лаврова говорила: «Я знаю, что мне нужно. Я знаю, что мне поможет — лю-бов-ник. Мне нужен любовник». После этой реплики зал просто неистовствовал. Вся сила лавровского дарования проявлялась в этой роли. И все же она понимала, что это ее последняя яркая работа. И однажды, когда мы с мамой после спектакля пришли к ней в гримерку, Лаврова сказала: «Ну вот все и закончилось, мои дорогие».

Она так и осталась кумиром эпохи «оттепели». В фильмографии Лав­ро­вой около сорока картин, есть среди них и удачные. Но такой роли, как Леля в «9 днях одного года», у Татьяны Евгеньевны в кино больше не случилось… Помню, как она на­деялась на экранизацию трилогии Василия Аксенова «Московская сага». Аксенов — друг ее юности, вместе с которым Лаврова когда-то ездила в Коктебель. Она думала, что писатель похлопочет за нее и она получит роль в этом сериале. Но звонить Василию Павловичу и просить не стала. И в итоге смертельно обиделась на Аксенова, что он про нее не вспомнил. Как всегда, обиделась молча, он, кажется, так и не узнал об этом. Непростой характер был у Татьяны Евгеньевны, совсем непростой. И наверное, это мешало ей быть счастливой.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх