На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 397 подписчиков

Свежие комментарии

Олег Табаков был очень обижен на родной «Современник»

«Олегу очень нравилась Лилечка Толмачева, с которой они потом стали коллегами по «Современнику»....

Олег Табаков LEGION-MEDIA

«Олегу очень нравилась Лилечка Толмачева, с которой они потом стали коллегами по «Современнику». Лиля ведь тоже из Саратова, училась в соседней женской школе № 2, нам часто устраивали совместные вечера. Толмачева была старше нас и раньше, чем Олег, поступила в Школу-студию МХАТ. Там она встретила Олега Ефремова и вышла за него замуж. Табаков сообщил мне эту новость с большой грустью: «Такой вот сюрприз...» — рассказывает друг и одноклассник Олега Табакова Борис Абросимов.

С Олегом Ефремовым и Николаем Рыбниковым в фильме «Война и мир». 1965 г.

С теплотой вспоминаю первую жену Табакова — Люду Крылову. Доброже­лательная, спокойная, гостеприимная, она всегда была рада друзьям Олега. Казалось, дома у них — идиллия, да так оно и было, по крайней мере в первые годы брака. Помню, это было очень странно — узнать, что Олег уходит от Люды. Ничто не предвещало такого поворота! Но однажды Табаков приезжает в родной Саратов, приходит ко мне и в разговоре упоминает, что разводится с Людой и женится на Марине Зудиной и что с ней он, собственно, в Саратов и приехал. Правда, ко мне он зашел один. «У нас с Мариной будет ребенок, — сказал Олег, — и теперь в этой ситуации я не могу на ней не жениться. Я очень ее люблю, и она меня любит бе­зумно, и если я сейчас Марину брошу, то страшно даже представить, что с ней будет, для меня это исключено». Я осторожно спросил про Люду. «Эта часть жизни для меня закрыта, я начинаю жизнь с новой страницы». Делать нечего… «Ладно, — сказал я Олегу, — знакомь с Мариной, приходите с ней в гости». И они пришли. У Марины уже был заметный живот…

«Он так выкладывался в спектакле «Обыкновенная история», что даже худел килограмма на два. В общем, ничего удивительного в том, что в 29 лет Олег заработал инфаркт. Ситуация была настолько критической, что некоторые коллеги приходили к Табакову в больницу в слезах прощаться. А он выкарабкался» С Алексеем Баталовым. 1962 г. РИА НОВОСТИ

Люда и их дочь Саша так никогда и не простили его, просто вычеркнули из своей жизни. А сын Антон спустя какое-то время возобновил общение с отцом, и у них в последние годы были прекрасные отношения. Теперь уже и Паша, сын от Марины, взрослый, в кино снимается. И Маша, младшая дочь Олега, подрастает. Мне один наш одноклассник, который давно живет в Израиле, рассказывал, как приехал к Олегу на 80-летний юбилей, а в фойе МХТ его встретила Маша, деловая такая девочка: «Здравствуйте, а вы кто?» — «Школьный товарищ Олега Павловича». — «А, пойдемте, провожу вас к папе».

Класс в мужской школе № 18, где мы с Олегом учились, был дружный и хулиганистый. Один наш одноклассник какое-то время жил с семьей в Америке, его отец был крупным специалистом по химическим препаратам. Однажды мальчик принес в школу некий раствор: «Если этим натереть доску, а потом провести по ней мелом, доска вспыхнет синим пламенем, но оно сразу же потухнет, ни следа, ни запаха гари не останется». И мы с энтузиазмом принялись натирать доску, а заодно и преподавательский стол намазали.

С Алисой Фрейндлих в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». 1979 г. из личного архива Наталии Юнгвальд-Хилькевич

И вот начался урок, учительница поднесла мел к доске — вспыхнуло пламя. Она отпрянула к столу, машинально коснулась его поверхности мелом — там тоже полыхнуло. И тут раздается истошный крик Табакова: «Пожар!» — его было слышно на всех четырех этажах школы. Учительница с воплями выбежала из класса, потом возвращается вместе с директором, а мы все уже сидим, как отличники, — открыли тетрадочки, заправили ручки чернилами, просто какие-то ангелы. Директор Михаил Григорьевич грозно спрашивает: «Кто пожар устроил?» Табаков сидит, только удивленно глазами хлопает: «Какой пожар? Где пожар? У нас ничего не горит!» Учительница в растерянности: «Да как же, сначала доска загорелась, а потом стол!» — «Вам показалось!» Кто-то подошел к доске, провел по ней мелом — как и положено, получилась белая черта, никакого пламени… Просто действие препарата уже кончилось, он выветрился. Директор пошмыгал носом, принюхался — никакого запаха гари. Но нам он все равно не поверил, слишком хорошо нас знал. Сказал: «Я вас, хулиганов, выведу на чистую воду! Учительница говорит, что два раза полыхнуло, ну не может быть у нее двойной галлюцинации!» Эта учительница от нас в итоге отказалась: «Я с этим хулиганьем работать не буду!»

«У нас с Мариной будет ребенок, — сказал Олег, — и теперь в этой ситуации я не могу на ней не жениться» С Мариной Зудиной в фильме-сказке «После дождичка в четверг». 1985 г.

Случалось, мы прогуливали школу, сбегали с уроков к Олегу домой, он жил совсем рядом, в коммуналке на углу Большой Казачьей улицы и Мирного переулка. Мама Олега — Мария Андреевна — была врачом и целыми днями пропадала в госпитале. Отец с ними не жил — встретил на войне другую и ушел из семьи. Так что дома всегда была только бабушка, она нас не ругала. Помню, жили они очень бедно, но бабушка все время старалась своего Лелика как-то подкормить, и он все время что-то жевал и при этом постоянно испытывал чувство голода. Даже учителя удивлялись: «Табаков, опять жуешь?» Олег краснел — не то чтобы смущался, просто не переносил, когда ему делали замечания. А мой отец работал на оборонном предприятии, там иногда выдавали продуктовые заказы, и я приносил в класс кусочек колбасы или сыра. Бывало, что делился с другом и знаменитым саратовским калачом, который можно было сжать, а он сам распрямлялся. Вкусный этот калач был необыкновенно, такие потом уже не выпекали. И мы с Олегом во взрослом возрасте вспоминали эти калачи…

Как-то Олег сказал мне, что поступил в театральную студию «Молодая гвардия». Руководила ею Наталья Иосифовна Сухостав, личность в городе легендарная, ее учениками были многие наши саратовские артисты, в том числе и те, которые потом в Москву перебрались, например Владимир Конкин. Вот и Олега тоже она профессии учила. Много позже, когда Наталья Иосифовна умерла, Олег на свои деньги поставил ей памятник.

Помню, как я первый раз увидел Табакова на сцене — он играл добродушного и обаятельного персонажа в какой-то сказке, названия которой уже не помню. «Ребята, — говорил я на другой день одноклассникам, — вы должны на него посмотреть!» И на следующий спектакль к Олегу со мной отправились несколько человек. Но на этот раз Табаков играл отъявленного злодея, и роль удалась ему настолько, что потом ему в школе выговаривали: «Табаков, ты чего творил?» Олег оправдывался: «Ну не я же, а герой!» Пытался объяснить: мол, нужно понимать эту грань, и роли актеру достаются разные. Только ребята никак не воспринимали его в роли злодея. Олег для нас был весельчак и хохмач, который умеет строить такие уморительные рожицы, что все за животы хватаются от смеха. Как-то раз он скорчил рожицу на уроке, класс буквально взорвался от хохота, а рядом в коридоре, как нарочно, оказался директор Михаил Григорьевич. Вошел и грохнул кулаком по столу, а он бывший офицер, сила в руках такая, что крышку пробил. Сразу наступила гробовая тишина. Директор принялся выяснять, кто же виновник этого безобразия: «Сознавайтесь!» Но никто, конечно, Олега не выдал.

В фильме «Мэри Поппинс, до свидания». 1983 г. LEGION-MEDIA

Когда мы учились в старших классах, к нам в школу пришла новая учительница английского языка, она первый год работала — сразу после пед­института — и выглядела совсем девочкой. Симпатичная брюнетка с правильными чертами лица, ей очень шла улыбка. Мы частенько на уроке шуточки отпускали, чтобы она улыбнулась. А главный специалист по шуткам у нас был Табаков. Не только остроумный и находчивый, но и хорошенький, артистичный. Конечно, англичанка стала его выделять среди других. Вообще-то с иностранным языком Олег справлялся с трудом, в лучшем случае на тройку. Но она ему ставила четверку и на спектакли к Табакову приходила, Олег сам говорил. Хорошо помню его на сцене в ту пору. Маленький, худенький, такое очень светлое личико на тоненькой шее с кадыком. Но как же у него глаза загорались на сцене! Неудивительно, что девушкам он нравился.

Самому Олегу в школьные годы очень нравилась Лилечка Толмачева, с которой они потом стали коллегами по «Современнику». Лиля ведь тоже из Саратова, училась в соседней женской школе № 2, нам часто устраивали совместные вечера. Толмачева была старше нас и раньше, чем Олег, поступила в Школу-студию МХАТ. Там она встретила Олега Ефремова и вышла за него замуж. Табаков сообщил эту новость с большой грустью: «Такой вот сюрприз…»

Когда и сам Олег поступил в Школу-студию МХАТ, первым в Саратове об этом узнал я. Домашние телефоны тогда были не у всех. Вот он и позвонил мне из Москвы: «Борис, я поступил. Маме только что отбил телеграмму, скоро получит. А знаешь, как я волновался, пока ждал свою очередь на прослушивание! Язык к гортани прилип. Но я справился, все получилось!» Помню, как мы с ним вскоре увиделись, я приехал в столицу по комсомольским делам. Мы договорились встретиться в центре и пойти в кафе, потому что Лелик всегда готов был подкормиться. И вот сидим мы за столиком, Табаков рассказывает про учебу в Школе-студии, а мне кажется, что передо мной какой-то другой Олег, не тот, которого я знал долгие годы в Саратове. Может быть, потому, что он тогда просто светился от счастья?

«В школе Олег для нас был весельчак и хохмач, который умел строить такие уморительные рожицы, что все за животы хватались от смеха» С Еленой Соловей и Юрием Богатыревым в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». 1979 г. LEGION-MEDIA

Наше общение не прервалось. Я приезжал в Москву и пересмотрел благодаря Олегу все спектакли «Современника» (а позже МХАТа и «Табакерки»). Я всегда останавливался в гостинице, и, бывало, Олег на своей машине забирал меня оттуда перед спектаклем. Ну а после спектакля мы от души могли наговориться — Олега всегда интересовало, какие новости у нас в Саратове, как дела у наших общих друзей.

Как-то я в очередной раз приехал­ в Москву и пошел на спектакль «Обык­новенная история» в «Совре­менник», а после — к Олегу. А он лежит в гримерке совершенно вымотанный, осунувшийся и не может даже разговаривать. Вот так он выкладывался на сцене в роли молодого Адуева. Даже худел килограмма на два. В общем, ничего особенно удивительного в том, что в 29 лет он заработал инфаркт. Ситуация была настолько критической, что некоторые коллеги приходили к Табакову в больницу в слезах прощаться. А он выкарабкался. В театре все обрадовались, но… «Ты представляешь, — рассказывал Олег через неделю после выписки, — все мои роли раздали, мне совершенно нечего играть». — «А говорят-то что?» — «Не торопись, восстанавливай силы, а твои роли пока другие поиграют!» И хотя потом Олег действительно много играл, но обиду ему нанесли страшную, и этого он так и не простил «Современнику». Отсюда были и его напряженные отношения с Галиной Борисовной Волчек. Табаков же был не только артистом «Сов­ременника», но и директором театра — еще та нервотрепка. Как директора его буквально съедали — жаловались, устраивали разборки. Олег в конце концов плюнул и ушел во МХАТ, куда его много раз звал Ефремов.

«Как бы ни уставал Олег, как бы ни загонял себя, его голос всегда звучал бодро, даже если он звонил мне из больницы...» С Галиной Беляевой в фильме «Ах, водевиль, водевиль...». 1979 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

Я по-прежнему был в курсе его дел. Мы виделись и в Москве, и в Саратове, куда Табаков время от времени приезжал. Помню, в 1965 году он привез «Современник» в Саратов на гастроли. В тот год возводили знаменитый мост через Волгу, самый длинный в Европе. Насколько я знаю, Табаков был одним из инициаторов съемок фильма «Строится мост» с участием артистов «Современника»: Ефремова, Дорошиной, Даля, Волчек, Лавровой, Евстигнеева, Козакова, Крыловой… И, конечно, самого Табакова. Столько звезд сразу Саратов отродясь не видел!

Но чаще Олег приезжал один. Появлялся всегда очень возбужденный, потому что прилетал сразу после спектакля. Но проходил день-другой, и Олега отпускало, он успокаивался, отходил от бешеного столичного ритма. В Саратове, на родине, он по-настоящему отдыхал. Перед отъездом становился уже такой умиротворенный, говорил, что у него открывается второе дыхание. При этом побыть одному в Саратове Табакову никогда не удавалось — около него всегда крутилось городское начальство, да и просто жители города Олегу проходу не давали. Помню, как однажды его джип был буквально заблокирован желающими увидеть Олега Табакова, и пришлось перекрывать движение на Большой Казачьей улице, чтобы он вообще смог проехать последний квартал до Мирного переулка, где, как и прежде, жили его родные. Табаков ехал по абсолютно пустой улице, но у подъезда его снова окружили тройным кольцом — кто-то просил автограф, кто-то хотел с ним сфотографироваться…

Как бы ни уставал Олег, как бы ни загонял себя, его голос всегда звучал бодро, даже если он был в это время в больнице. Ему аортокоронарное шунтирование сделали, лежит под капельницей, а при этом излучает море оптимизма: «Старик, я на процедурах!» Зимой этого года я впервые от него услышал: «Старик, я болен!» Больше возможности поговорить у нас не было, но я постоянно звонил его помощнице, в голосе которой слышалось: «Есть на­дежда, он выкарабкается!» Все мы до последнего надеялись на чудо, но чуда, увы, не произошло...

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх